Атмосферный воздух пдв. Как разработать проект пдв самостоятельно, пошаговая инструкция. Измерение и определение ПДВ

Атмосферный воздух пдв. Как разработать проект пдв самостоятельно, пошаговая инструкция. Измерение и определение ПДВ

14.08.2023

Различают ПДВ непосредственно источника выбросов и ПДВ предприятия (или объекта). Норматив ПДВ (в г/с) устанавливается из условия, чтобы содержание загрязняющего вещества в приземном слое воздуха (на высоте 1,5-2,5м от поверхности земли) от источников или их совокупности не превышало нормативов качества воздуха для населения, животного и растительного мира (т.е. ПДК) на границе СЗЗ; он представляет собой количество загрязняющего вещества максимально допустимое к выбросу в атмосферу конкретным источником в единицу времени.

Различают организованные и неорганизованные источники, которые подразделяются на стационарные и подвижные (транспортные и иные подвижные средства и установки). Примером организованного источника выброса является любая труба (стационарная или подвижная), а неорганизованного – хвостохранилища, отвалы горных пород. Кроме того, в классификации выделяют мелкие одиночные источники (вентиляционные фонари и др.).

Для каждого организованного стационарного источника выброса, а также для каждой модели транспортных и других подвижных средств и установок устанавливается индивидуальный ПДВ. Для неорганизованных источников выбросов и для совокупности мелких одиночных источников устанавливают суммарный ПДВ.

Источники вредных выбросов устанавливают органы надзора и контроля путем инвентаризации, которая проводится не реже одного раза в течение года. В соответствии с ГОСТ 12.2.1.04-77 под инвентаризацией выбросов понимают систематизацию сведений о распределении источников на территории, количестве и составе выбросов. Эти данные необходимы для составления статистической отчетности по форме 2-ТП воздух, разработки проекта норм ПДВ, для составления плана мероприятий по оздоровлению воздушной среды.

Инвентаризация выбросов регламентирована «Руководством по контролю источников загрязнения атмосферы» ОНД-90 и другими руководящими и методическими указаниями. Инвентаризация производится, как правило, технологическими службами предприятия совместно со специализированными научными или пусконаладочными организациями. Основной конечной целью проведения инвентаризации является определение массового выброса вредных веществ из каждого источника (г/с).

Массовый выброс вредных веществ можно определить с большей или меньшей точностью следующими методами: инструментальным, инструментально-лабораторным, индикаторным и расчетным. Чаще всего из-за отсутствия инструментальных замеров используют расчетные методы. Они основаны на использовании данных о составе исходного сырья и топлива, технологических режимах, степени очистки газов газопылеочистным оборудованием и т.п., по эмпирическим зависимостям или по удельным выбросам вредных веществ на единицу производимой продукции, использованного сырья, топлива, выработанной энергии.

Суммируя ПДВ отдельных источников загрязнения, устанавливают ПДВ для предприятия (объекта). Теоретической основой расчета ПДВ является решение дифференциального уравнения атмосферной турбулентной диффузии примеси, в результате которого определяется поле приземных концентраций, создаваемое источником выброса. В мировой практике употребляются также другие методики.

Нормативная «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86) позволяет рассчитывать поле разовых концентраций примеси у земли при выбросе одиночного и группы источников: при нагретых и холодных выбросах, от точечных, линейных и площадных источников, даёт возможность учесть действие разнородных источников, суммирующее действие загрязняющих веществ. При этом учитывается количество источников загрязнений, распределение выбросов во времени и пространстве, другие факторы.

Конечная цель расчетов ПДВ – обеспечение концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, не превышающих ПДК. Конкретно это означает, что величина наибольшей концентрации каждого загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы () не должна превышать максимальную разовую
данного загрязняющего вещества, т.е. должно соблюдаться условие:

(3.11)

При одновременном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих аддитивными свойствами необходимо учитывать фоновую концентрацию загрязняющего вещества (т.е.), создаваемую другими источниками загрязнения.

, (3.12)

или
, (3.13)

или
(3.14)

Для выполнения этого условия пылегазовые выбросы должны подвергаться очистке или рассеиванию в атмосфере с помощью высоких труб. Худшим вариантом является рассеивание загрязняющего вещества (ведь загрязняющие вещества всё равно попадают в ОПС). Поэтому именно для этого случая и устанавливают ПДВ.

Методика расчета ПДВ позволяет решать две задачи:


При этом методика позволяет осуществлять расчет для труб, выбрасывающих как холодные пылевоздушные смеси (
), так и нагретые (
).

Решение прямой задачи. Исходные данные для расчета ПДС:

При решении прямой задачи разработка нормативов ПДВ для стационарных источников (при
) проводится по следующему алгоритму (случай одиночной трубы с круглым устьем, выбрасывающей нагретые газы).

1. Определение фоновых концентраций () загрязняющих веществ, т.е. концентраций, обусловленных комплексом других источников, за вычетом нормируемых.

2. Расчет фактических приземных концентраций от источника выбросов нормируемого объекта по следующей методике:



, (3.15)

где
– максимальная приземная концентрация примеси;

–коэффициент, определяющий условия перемешивания примесей;

–мощность выброса, г/с или т/год;

–коэффициент, учитывающий скорость оседания веществ из атмосферы;

и – коэффициенты, учитывающие условия выхода смеси из источника;

–коэффициент шероховатости, зависит от рельефа местности;

–высота трубы, м;

–разность температур газовоздушной смеси и воздуха наиболее жаркого месяца;

–объём газовоздушной смеси, м 3 /c.

, (3.16)

где
– диаметр устья источника, м;

–скорость выхода смеси из устья источника, м 3 /с.

Из уравнения (3.16) видно, что существенное влияние на приземную концентрацию оказывают масса выброса и высота трубы, поэтому рекомендуется регулирование качества воздуха осуществлять с помощью мероприятий по сокращению мощности выброса. Увеличение высоты трубы допускается лишь в случаях, когда невозможна реализация активных мероприятий.


, (3.17)

где – коэффициент, определяется дополнительно для нагретых и холодных газопылевых смесей;


(3.18)

    определяют ПДВ (г/с) для каждого вещества и каждого источника.

    определяют ПДВ (т/год) для предприятия в целом как сумма ПДВ от одиночных источников или групп источников:

(3.19)

Примечание: предельно допустимая масса сжигаемого топлива при выбросе продуктов его сгорания рассчитывается по формуле:

(3.20)

3. Анализ полученного поля концентраций, учет фоновых концентраций () и сравнение их с требуемым нормативом по формуле (3.14).

В соответствии с приведенными выражениями (3.18, 3.19) можно определять:

а) допустимый суточный (или годовой и т.д.) выброс загрязняющих веществ, г/сут; кг/сут;

б) максимальную концентрацию (
) загрязняющих веществ в устье трубы, г/м 3 ; кг/м 3 ; (здесь
).

Величина
является параметром, контролируемым в процессе работы объекта.

4. Выявление веществ, по которым имеются зоны превышения ПДК и источников, обусловливающих формирование повышенных концентраций.

5. Выводы:


При использовании третьего варианта на каждом этапе сокращения выбросов устанавливается временно согласованный выброс (ВСВ) с учетом опыта сокращения на прогрессивных предприятиях с наилучшей достигнутой технологией.

Для того чтобы не прекращать хозяйственную деятельность предприятия зачастую используют третий (компромиссный) путь, т.е. устанавливают ВСВ и разрабатывают долгосрочную программу снижения выбросов с помощью природоохранных мероприятий (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Поэтапный процесс снижения ВСВ до значения ПДВ

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно – ПДВ или только в ВСВ, – зависят размер и источники сбора за загрязнение окружающей среды.

В случае выброса из одиночного источника холодной газовоздушной смеси ПДВ определяется по формуле:

(3.21)

Организационные аспекты установления ПДВ заключаются в следующем. Работы по установлению ПДВ ведутся под общим руководством головной организации, назначаемой для каждого населенного пункта. Она осуществляет следующие функции:

Если окажется невозможным устранить или существенно уменьшить выбросы вредных веществ отдельными предприятиями или объектами, то в территориально-ведомственных планах должны предусматриваться:

    сроки вывода этих предприятий или объектов из селитебных территорий и земель;

    изменение профиля производства этих предприятий и объектов;

    организация санитарно-защитных зон.

Решение обратной задачи. Из уравнения (3.15) видно, что наиболее существенное влияние на приземную концентрацию оказывают масса выброса загрязняющего веществам и высота трубы (
). Поэтому принудительно регулирование качества воздуха на селитебной территории можно осуществлять двумя путями:


Увеличение высоты трубы допускается лишь в случаях, когда невозможна реализация активных природоохранных мероприятий. При этом имеет место решение обратной задачи, т.е. расчет минимальной высоты трубы,
, которое вытекает из уравнения решения прямой задачи (3.18). Далее (для упрощения) уравнение решения обратной задачи приводится без учета фоновой концентрации загрязняющего вещества, а символ ПДВ заменен символом
:

(3.22)

Следует иметь в виду, что определяемая минимальная высота трубы (
) для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу должна быть выше зоны аэродинамическойтени здания (рис. 3.3а), в противном случае выбросы не будут рассеиваться, а попадая в зону аэродинамическойтени, загрязнят приземный слой атмосферы над площадкой и саму площадку (рис. 3.3б). В настоящее время трубы достигают в отдельных случаях
≥ 350 м.

Рисунок 3.3 – Схема соотношения высот трубы для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и аэродинамической тени здания:

а) благоприятный случай (высота трубы выше зоны аэродинамической тени); б) неблагоприятный случай (высота трубы ниже зоны аэродинамической тени); 1 – промышленное здание; 2 – труба.

Рассеивание выбросов подчиняется законом турбулентной диффузии и зависит от многих факторов: состояния атмосферы, характера местности, физических свойств выбросов, высоты трубы, диаметра её устья и др.

Различают два направления перемещения примесей: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное перемещение примесей определяется в основном, скоростью ветра, а вертикальное – распределением температур воздуха в вертикальном направлении. На рис. 3.4 показано распределение концентрации вредных веществ в атмосфере от организованного высокого источника (трубы) выброса.

При расчете показателя ПДВ устанавливают также зону влияния источника выбросов и всего предприятия по каждому загрязняющему веществу. Под зоной влияния понимают земную поверхность с радиусом, где сумма максимальной приземной концентрации , определенной для неблагоприятных метеорологических условий, и фоновой концентрациине превышает
(см. уравнение 3.12 и 3.17):

(3.23)

Видно, что по мере удаления от трубы концентрация вредностей в приземном слое сначала нарастает, достигает максимума, а затем медленно убивает. Это позволяет говорить о наличии трех зон различного загрязнения воздуха:

1) зона переброса факела выбросов (невелика);

2) зона замедления (здесь
);

3) зона постепенного снижения уровня загрязнения.

Рисунок 3.4 – Распределение концентрации вредных веществ () в атмосфере от организованного высокого источника (трубы)

выброса на расстоянии (
)

Таким образом, основным фактором, влияющим на концентрацию загрязняющих веществ в приземном слое, является высота трубы. Концентрация вредного вещества на выходе из трубы равна
(рис. 3.5).

і

Рисунок 3.5 – Зависимость рассеивания выбросов от высоты трубы

Она при высокой трубе () на уровне приземного слоя может снизиться до, а при низкой трубе (
) – лишь до. Отсюда разница в назначаемых ПДВ. Расстояние от трубы, на котором концентрация вредного вещества максимальна, может быть получено лишь с помощью специальных расчетов. Приблизительно эту величину принимают равной (10 – 50).

Расчёт предельно допустимых выбросов (ПДВ)

Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредного вещества в атмосферу (т/год, т/сут, кг/год, кг/сут) - это такой выброс вредного вещества, при котором при действии данного источника выброса и совокупности других источников в приземном слое атмосферы не создается концентрация дан-ного вещества, превышающая его предельно допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест, т.е. будет соблюдаться требование:

С Мi + С Фi ? ПДК i

где ПДК i - предельно допустимая концентрация i-гo вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 ,

С Мi - максимально достигаемая концентрация i-гo вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 ,

С Фi - фоновая концентрация данного вещества в исследуемой местности, мг/м 3 .

Фоновые концентрации веществ предоставляются учреждениями Госкомгидромета на основе многолетних наблюдений.

Максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ в атмосфере (С м) вычисляются по формуле:

где М - мощность выброса, г/с;

А - коэффициент температурной стратификации атмосферы, безразмерная величина, зависит от местности;

F - коэффициент оседания примесей в атмосфере;

Н - высота источника выброса, м;

m, n, з - вспомогательные коэффициенты;

V j - объем газовоздушной смеси, м 3 /с;

Т - разность температур наружного воздуха и газовоздушной смеси, °С.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) рассчитывается для каждого источника и для каждого вещества. При расчете ПДВ принимаются во внимание среднесуточные предельно допустимые концентрации веществ (ПДК CC). В том случае, если ПДК CC не разработаны, используют максимально разовые предельно допустимые концентрации - ПДК МР или ОБУВ - ориентировочно безопасные уровни воздействия веществ.

ПДВ рассчитывается по формуле:

где М, ПДК, С ф и С м - параметры, указанные выше.

Данные для расчёта:

вещество: SiO 2 ;

агрегатное состояние вещества: пыль;

местонахождение источника: Омск;

мощность выброса: М=45 г/с;

высота источника выброса: Н=60м;

объём газовоздушной смеси: V j =14 м 3 /с;

разность температур наружного воздуха и газовоздушной смеси: ?Т=16°С;

соответствующие значения коэффициентов:

А=200; F=1; m=1,2; n=1,1; з=0,6;

ПДК=0,15 мг/м 3 ;

Принимая С ф =0,1 ПДК=0,1 0,15=0,015 мг/м 3 , имеем:

Таким образом, среднесуточный ПДВ составляет:

Вывод: Так как не будет соблюдаться требование

СМi + СФi ПДКi ,

то на предприятии разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и снижение экологического ущерба, наносимого предприятием окружающей среде. К таким мероприятиям относятся:

  • 1. Усовершенствование технологических процессов.
  • 2. Модернизация технологического оборудования.
  • 3. Установка пылегазоочистного оборудования.
  • 4. Благоустройство санитарно защитной зоны предприятия.

Расчёт предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ со сточными водами

Величины ПДС определяются для всех категорий водопользователей по формуле:

ПДС=q C ПДС

где q - максимальный часовой расход сточных вод, м 3 /ч,

C ПДС - допустимая концентрация загрязняющего вещества, г/м 3 .

При расчете условий сброса сточных вод сначала определяются значения C ПДС, обеспечивающее нормативное качество воды, а затем определяют ПДС.

Если фоновая концентрация вещества, в водном объекте больше ПДК то ПДС рассчитывается по формуле:

где С ф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м 3 .

Основная расчетная формула для определения C ПДС имеет вид:

C ПДС =n (C ПДК - С Ф) + С Ф,

где C ПДК - предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м 3 ,

n - кратность разбавления сточных вод водами водного объекта. Упрощенный расчет параметра n выполняют по формуле:

где Q - расход воды в реке, м 3 /ч,

q - расход сточных вод, м 3 /ч.

Если в сточных водах присутствуют вещества, обладающие кумулятивным действием, то они образуют группы суммации по одинаковым лимитирующим признакам вредности. В этом случае должно выполняться требование:

После достижения этого требования устанавливается

С ПДСi = С i .

Если в результате расчетов выявлено, что концентрация веществ в сточных водах превышает С ПДС, то предприятием разрабатываются мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Данные для расчёта:

расход воды в реке: Q= 9,5 м 3 /ч,

расход сточных вод: q= 5 м 3 /ч.

Упрощенный расчет кратности разбавления сточных вод водами водного объекта:

C ПДС =n (C ПДК - С Ф) + С Ф,

Взвешенные вещества:

C ПДС = (820 - 40) + 40=1522 мг/л

C ПДС =1,9 (130 - 60) + 60=193 мг/л

C ПДС =1,9 (14 - 0,5) + 0,5=26,15 мг/л

Сульфаты:

C ПДС =1,9 (350 - 60) + 60=611 мг/л

C ПДС =1,9 (15 - 16) + 16=17,9 мг/л

Аммоний-ион:

C ПДС =1,9 (0,5 - 0, 4) + 0,4=0,59 мг/л

Учитывая группы суммации по одинаковым лимитирующим признакам вредности:

Токсикологический: аммоний-ион, фосфаты

Санитарно-токсикологический: нитраты, хлориды, сульфаты

ПДС вычисляем по формуле:

ПДС=q C ПДС

Взвешенные вещества:

ПДС= 1522=3805 г/ч

ПДС= 1934 =482,5 г/ч

ПДС= 26,15 =65,375 г/ч

Сульфаты:

ПДС= 611 =1527,5 г/ч

ПДС= 17,9=44,75 г/ч

Аммоний-ион:

ПДС= 0,59 =1,475 г/ч

Вывод: В результате расчетов выявлено, что концентрация веществ в сточных водах превышает С ПДС, следовательно, предприятием должны разрабатываться мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах:

  • 1. Механическая очистка (удаление взвешенных веществ);
  • 2. Физико-химическая очистка стоков (ввод в очищаемую воду веществ или реагентов в виде коагулята или флокулянта);
  • 3. Биологические методы очистки (Таким образом, происходит очистка вод от загрязняющих органических веществ. Существуют методы биологической очистки, близкие к естественным условиям, и методы искусственной очистки, когда строятся аэротенки, биофильтры, аэрофильтры и т. п., в которых процесс проходит гораздо интенсивнее);
  • 4. Дезинфекция очищенных сточных вод (Дезинфекцию производят после всех стадий очистки, вводя в очищенные стоки газообразный хлор, хлорную известь, а также с помощью электролиза или действием ультрафиолетовых лучей).

Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух - это норматив, устанавливаемый для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования, отражающий максимально допустимую массу выброса каждого вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности оборудования, пробега транспортных или иных передвижных средств и др.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установлениеследующих нормативов выбросов:

  • технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;
  • предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух

Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Ростехнадзором.

Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия - Ростехнадзором.

Под предельно допустимымвыбросом (ПДВ) следует понимать:

  • норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферыпри условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;
  • норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/си т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях.
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

  • независимое действие веществ;
  • суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;
  • сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;
  • антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.


Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:

  • превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);
  • наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

  • проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и
  • данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5. При установлении норматива ПДВи лимита ВСВ следует учитывать:

  • физико-географические и климатические особенности местности;
  • расположение промышленных площадок;
  • расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;
  • перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;
  • значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ независимого действия их максимальная концентрация Сi Сiф (на расстоянии до двух метров от поверхности земли) не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДКi , т.е. Сi + Сiф меньше или равно ПДКi или

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями. Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе суммации ("iIIгр.с), их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф

Критерий качества атмосферного воздуха, используемый при установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу, задает обязательное соотношение между приземными концентрациями загрязняющих веществ с учетом фона и предельно допустимыми концентрациями.Для загрязняющих веществ, принадлежащих группе неполной суммации или потенцирования, их концентрации Сi в приземном слое атмосферы с учетом фона Сiф и установленного коэффициента комбинированного (совместного) действия Ксд должны удовлетворять следующему условию:

Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации ПДКiмр. При отсутствииустановленных максимальных разовых концентраций допускаетсяпроизводить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций ПДКiсс как

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в органах Госкомгидромета РФ. В запросе запроса о фоновом загрязнении атмосферного воздуха указывается:

  1. Запрашивающая организация, ее ведомственная принадлежность, почтовый адрес.
  2. Район, для которого требуется определить значение фона.
  3. Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.
  4. Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки.
  5. Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).
  6. Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность

Предельно допустимый выброс – норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный для предприятия (площадки). Такие нормативы не должны превышать гигиенических и экологических нормативов качества воздуха в приземном слое.

Нормативы ПДВ определяются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта нормативов ПДВ.

ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды
ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха

Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 7 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

Кому нужен проект нормативов ПДВ?

Все юридические лица, у которых имеются источники загрязнения атмосферного воздуха, обязаны осуществлять инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разрабатывать проект ПДВ .

В связи с этим возникает логичный вопрос – что есть источники загрязнения атмосферного воздуха ? Если на балансе содержатся объекты или производятся работы указанные ниже, то вам точно требуется разработка проекта ПДВ :

  1. Котельная или печки (на дровах / газ / мазут / уголь и пр)
  2. Места хранения сыпучих материалов (песок / щебень / уголь и пр)
  3. Гаражи или стоянки автомобилей, дорожной техники, автобусов и прочих
  4. Работа дорожной техники, погрузчиков
  5. Кузница и кузнечные работы
  6. Зарядка аккумуляторов
  7. Наплавка металлов и пайка
  8. Вулканизация
  9. Клеевые работы
  10. ТО транспортных средств
  11. Резервуары/бочки хранения любого топлива, масел, хим. веществ и др. Места наполнения / перелива и пр.
  12. Металлообрабатывающие станки
  13. Деревообрабатывающие станки
  14. Содержание любых животных и птиц
  15. Навозохранилища
  16. Очистные сооружения: приемная камера, здание решеток, песколовки (горизонтальная / вертикальная), первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники, биологические пруды, илоуплотнитель, резервуары сырого остатка или активного ила, иловая площадка, песковая площадка.
  17. Нефтеловушки, канализационно-насосные станции, хлораторные
  18. Пост покраски или большие объемы покрасочных работ
  19. Прачечная или химчистка, стирка в стиральных машинах
  20. Мойка, обкатка двигателей
  21. Полигон хранения отходов
  22. Сварочный пост / аппарат
  23. Выпечка хлебобулочных изделий
  24. Лаборатория
  25. Ж/д транспорт
  26. АЗС / АГНКС
  27. Генераторы работающие на СУГ, бензине или ДТ
  28. Газовое оборудование с возможностью стравливания
  29. Работа с пластиком (дробление, плавка, литье, любая обработка)
  30. Компрессор
  31. Работа с хим. реагентами

Почти все виды деятельности, для которых устанавливают вытяжки или трубы являются источниками загрязнения воздуха.

Зачем нужен проект нормативов ПДВ?

  1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ, Росприроднадзора РФ, контролирующих вопросы экологии, органов субъектов РФ
  2. Используется при формировании экологической отчетности формы 2-ТП (воздух)
  3. Используется при расчете экологических платежей
  4. Используется при постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду
  5. Требуются при разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия
  6. Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности
  7. Это важный шаг в сторону повышения эффективности работы предприятия и улучшения экологической обстановки

Что нужно для начала разработки проекта ПДВ?

Определить технологические процессы предприятия (основной и вспомогательные). В соответствии с ними можно определить перечень источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Почти любой технологический процесс ведет к выделению вредных веществ в атмосферу!

Определившись с перечнем источников выделения, надо объединить их по источникам выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Важно не путать источники выделения и выбросов! Источники выбросов могут быть:

  1. Стационарные с организованным выбросом в атмосферу через вытяжки, трубы, системы вентиляции (котельные, печи, кузнечные горны, факелы и т.д.)
  2. Стационарные с неорганизованным выбросом в атмосферу через окна, двери, ворота, открытые источник (автостоянки, открытые хранилища сырья, АЗС, парки резервуаров ГСМ, очистные сооружения, технологические процессы без системы вентиляции и на открытом воздухе и т.д.)
  3. Передвижные источники выбросов (транспортный парк предприятия, передвижные сварочные посты, дизель- и бензогенераторы)

Получить актуальный картографический материал. На карте-схеме должно быть хорошо видно размещение территории предприятия и местности, находящейся вокруг него, на которую оказывается негативное влияние - жилая застройка, детские сады, школы, больницы, стадионы, коллективные сады, парки, пляжи и другие места отдыха.

Собрать информацию о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену и т.п. Полный список необходимых данных уточняется в зависимости от методик, используемых при расчете выбросов загрязняющих веществ от источников.

Обратите внимание

Важный и сложный момент - это выявить все источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (провести инвентаризацию источников), как минимум те, на которые точно обратят внимание проверяющие органы (чтоб не получать штрафы ).

Второй важный момент - решить требуется ли Вам привлечение аккредитованной лаборатории по проведению исследований промышленных выбросов в атмосферу (так как это требует затрат времени и средств), либо можно использовать утвержденные методики, используемые при расчете выбросов загрязняющих веществ от различных видов производств.


Если вы хотите самостоятельно разработать проект ПДВ , то переходите на инструкцию по ссылке Проект ПДВ - сделай сам .

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект ПДВ пишите нам - наши Контакты .

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов , также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР , либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Проект предельно допустимых выбросов ПДВ разработка согласование Россия. Проект ПДВ Москва

+7 (495) 97I-00-85

Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качетсва атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Основанием для установления нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ) является ст. 22 , 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12 , 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Нормативы ПДВ определяются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта (далее - проект нормативов ПДВ ).

Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появлению или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (при наличии ВСВ срок действия разрешения не более года).

В разрешении указывается перечень и количества вредных (загрязняющих) веществ, которые допускаются к выбросу в атмосферный воздух по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Состав нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению содержатся в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Проект нормативов ПДВ должен содержать:

Заключение Роспотребнадзора;

Справку Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;

План-график контроля над соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие составляет работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);

Мероприятия по уменьшению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).

Временно согласованные выбросы.

2. Журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).

Данная форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены проектом нормативов предельно допустимых выбросов. Если проектом нормативов предельно допустимых выбросов мероприятия по сокращению объемов выбросов не предусмотрены, форма N ПОД-2 не заполняется. Журнал используется при составлении годового отчета по форме 2-ТП (воздух) ;

3. Журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок).

Подобная форма применяется во всех производственных подразделениях объекта, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки и которые предназначены для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. В журнале делаются ежедневные записи ответственным представителем подразделения, который эксплуатирует газопылеулавливающую установку, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма N ПОД-3) отводится отдельный лист. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы N 2-ТП (воздух) .

Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на объекте по типовым формам N N ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" и ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".

В отчете по охране атмосферного воздуха отображаются данные по стационарным источникам загрязнения, которые характризуют количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ. В указанный отчет не вносят данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.

Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.

В форме приводятся выбросы как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам можно отности специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), с помощью которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам можно отнести резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники.

Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) заполняется в соответствии с Указаниями по заполнению указанной формы, приведенными в Приказе Росстата от 17.09.2010 N 319 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой".

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Мероприятия производственного контроля над охраной атмосферного воздуха.

Документами по выполнению мероприятий производственного контроля над охраной атмосферного воздуха являются:

1. План-график производственного (лабораторного) контроля над соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;

2. План мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

3. Договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, которые должны быть заверены печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);

4. Результаты производственного контроля над соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);

5. Документы, которые подтверждают внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 25 , ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Периоды НМУ (неблагоприятные метеорологические условия).

Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).

Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) для предприятий, которые имеют такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК):

1. Приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;

2. Мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской);

3. Журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4. Договор (соглашение) с территориальным органом Росгидромета о выполнении работ (услуг) по предоставлению информации о НМУ.

При появлении неблагоприятных метеоусловий и оповещении об этом природном явлении представители предприятия должны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух. Комплекс мероприятий разработан и содержится в нормативах предельно допустимых выбросов, перечень мероприятий определен для трех степеней состояния атмосферного воздуха, при этом предприятие обязано обеспечить соблюдение на ряде источников нормативов гсек. по ряду ингредиентов. С целью обеспечения организованного проведения работ на предприятии издаются и разрабатываются необходимые документы.

Проект предельно допустимых выбросов проверка:

Государственные инспекторы по охране природы, которые осуществляют государственный контроль над охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 7 "Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31):

Беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

Проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля над- проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;

Привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;

Аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются;

Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

Давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

Привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

Предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

Осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

Обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами по охране природы законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственные инспекторы по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов осуществляют государственный контроль над охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:

С Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;

С Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета проверок по типовой форме , установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199).

В журнале учета проверок инспектором по охране природы осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ.

За осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения на выброс предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ , которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов веществ промышленными предприятиями. ГОСТ 17.2.3.02-78.
  • ОНД-86. Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.
  • © 2024 diskont-tehnika.ru - Ваша идеальная кухня